Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2)
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и
потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого
развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме
образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Что такое инклюзивное образование?
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в
области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и
взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны
обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в
систему общего образования.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в
обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим
образовательным учреждениям создаются все условия для
удовлетворения специальных образовательных потребностей таких
лиц.
Актуальность введения инклюзивного образования
обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с
детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день
наблюдается увеличение количества таких детей.
Цель - создание в общеобразовательном
учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания
и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической
реабилитации и интеграции.
В настоящее время одним из главных направлений развития
общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования,
которое предоставляет возможности каждому, несмотря на имеющиеся физические,
социальные, языковые и другие особенности, быть вовлеченными в общий процесс
обучения и воспитания.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
государственная программа «Доступная среда» направлены на создание равных
возможностей для инвалидов во всех сферах жизни.